Недоучка.
Есть в нашем городе киноклуб. Большая часть его посетителей — пенсионеры, у которых достаточно свободного времени и мало возможностей для общения. В целом это неплохо – члены клуба встречаются с авторами фильмов, смотрят новинки кинематографа, обсуждают, осуждают…
Меня, как представителя Русской Православной Церкви, пригласили принять участие в просмотре и обсуждении фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова.
Интернет рассказал мне, что фильм привлек внимание Каннского фестиваля, и это меня насторожило – в последнее время в Европе чаще всего высоко оценивают только русскую «чернуху» типа «Левиафана».
Просмотр фильма подтвердил мои опасения. Есть такое старое русское слово «недоросль». И основные герои фильма – они тоже «недо». Не доросли до настоящей веры, настоящей педагогики, настоящей жизни и любви.
Имя главного героя – Вениамин – переводится как «сын истины». Парень растет без отца, мать — на трех работах. Подростковые комплексы, одиночество и поиски смысла жизни приводят его к изучению Библии. В этом благом деле он совершает ошибку, которая за последние две тысячи лет повторялась часто и привела ко многим войнам, смертям и множеству иных несчастий.
Вениамин пытается понять Библию сам, своим разумением и скудным жизненным опытом. Но история показывает, что такое понимание и толкование невозможно: Священное Писание — это лишь часть христианского вероучения, истинная вера и религиозная практика не ограничивается только им.
Кроме Библии, весьма важное значение в христианской церкви имеет и Священное Предание. На его важность и великое значение указывает само Св. Писание, когда прямо внушает хранить предания: «Братие, — писал апостол к солунянам, — стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). «Предание сохрани, — писал апостол к Тимофею, — уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума» (1Тим. 6:20). То есть, письменный источник научения ставился апостолом Павлом позади устной проповеди и личного примера.
Результаты неверного понимания священного текста нашим недоучкой не заставляют себя долго ждать. Вениамин приглашает на ужин одноклассника-инвалида Гришу. Но делает он это не по христианской любви, даже не по дружбе, а, как фарисей, исполняя лишь букву закона, и ничем хорошим этот ужин не кончается. Безуспешная попытка совершить чудо – вырастить искалеченную ногу – приводит нашего «сына истины» не к осознанию своей немощи, а к обвинению больного в неверии.
«Конек» Вениамина – обличение всех и вся в нарушении заповедей Божиих. Но процесс заблуждения прогрессирует, и наш знаток Священного Писания сам начинает нарушать эти заповеди одну за другой.
Сначала он планирует убийство «враждебного» преподавателя биологии, заставляя своего единственного хромого ученика сделать всю грязную «работу». А когда Гриша отказывается, убивает его. Называет ложью точную цитату из Нового Завета, озвученную «биологиней», а затем клевещет на нее, обвиняя в педофилии по отношению к себе.
Но и сама учитель биологии и, по совместительству, школьный психолог — Елена Краснова -проявляет себя не с лучшей стороны. Она пытается победить Вениамина его же оружием – цитатами из Нового Завета – выдергивая их из контекста и ища самый извращенный смысл, который только может быть у текста.
Она совершает ту же ошибку — понимает Библию согласно своему фрейдистскому образованию, и, в конечном итоге, оказывается уволенной из школы. В попытке протеста она хватает молоток и гвозди – но, в отличие от «перформансов» Павленского, она «недо», и прибивает к школьному полу не ладонь или стопу, а всего лишь тапочки.
В фильме присутствует священник, отец Всеволод. Режиссер, почему-то, очень небрежно и неверно изображает мелкие детали его образа, и щедро добавляет черной краски. Такая невнимательность к деталям со стороны именитого режиссера либо очень непрофессиональна, либо, что хуже, намеренна.
Батюшка в фильме тоже «недо». Мало того, что не умеет общаться с людьми, он не правильно благословляет, служит молебен на гимнастическом коне, не кладет, а швыряет в полиэтиленовый пакет Крест и ладан – ни один реальный священник так не поступит. Самое главное — он не задает Вениамину единственный вопрос, который должен был задать.
Вопрос этот прост — как появилась Библия. Не с неба же она упала прямо на голову нашего ученика. Исследуя своим действительно талантливым умом историю, Вениамин бы понял, что Библия появилась в Церкви, и правильное ее понимание, соответственно, может быть только у Церкви.
Сегодня существуют тысячи сект, которые читают одно и то же священное писание, но делают совершенно разные выводы из него. Основатели этих сект – такие вот «Вениамины», решившие, что только им Бог открыл разумение священного текста, а до их рождения много веков жили одни лишь грешники и невежды.
Процесс формирования лидера секты показан в фильме хорошо, и за это хочется выразить благодарность режиссеру, а все остальное, к сожалению, показано плохо и в излишне черных тонах.
Наши соотечественники, живущие в Евросоюзе, рассказывали мне, что уже достаточно давно в их государствах показываются только «чернушные» фильмы из России. Антирусские силы не жалеют денег для демонизации образа нашей страны и ее жителей в глазах западного зрителя, поэтому, финансирование съемок «Ученика» частным капиталом, на мой взгляд, — часть антирусского проекта (буду рад, если это не так).
А обсуждение наше в киноклубе закончилось, как мне показалось, позитивно. Оказалось, что в зале примерно из сорока человек четыре атеиста и четверо православных, а остальные тридцать еще не решили, кто они. Также, в ходе достаточно жаркой дискуссии, мы выяснили, что не все верующие люди мракобесы, как пытались говорить члены КПРФ. Самое главное, мы договорились о том, что право на жизнь имеют различные убеждения, лишь недоучками и недорослями быть не надо.
Фото сайта kinopoisk.ru
Самая четкая резензия и всех что я читал! Спасибо.
Отец Евгений, СпасиБо! Отличная рецензия, также думал, но не смог бы лучше выразить 🙂
Отличная рецензия. Спасибо!