Новый год: как к нему относиться христианину?

img_0442Приближается  1 января, почти весь мир будет праздновать наступление Нового года. О том, что отмечать этот праздник  христианину можно, и в этом нет греха, написано уже много.  Однако, любые рекомендации и рассуждения всегда будут оставаться недостаточными, если не касаются самой сути вопроса.

Новый год – не недавнее изобретение, традиция отмечать празднествами наступление очередного календарного периода появляется уже в Древней Месопотамии около третьего тысячелетия до нашей эры. Классическая современная дата новогодних торжеств восходит к римской традиции – Юлий Цезарь установил в 46 году до нашей эры совершать празднества в честь бога Януса – бога выбора, дверей и всех начал. Современное русское название месяца «Январь» восходит к имени древнеримского божества. Естественно, во всех вышеперечисленных случаях Новый год был праздником религиозным и нес в себе определенный контекст – люди испрашивали у божеств благословения в новом году и приносили им жертвы. Общим мотивом новогодних праздников у всех народов мира является радость и веселие, обусловленные продлением существования мира еще на один год.

Отдельно стоит древнеиудейская традиция и Рош Ха-Шана – иудейский Новый год, сопровождаемый покаянием и самоуглублением. Считается, что в этот день Бог судит мир и определяет судьбу каждого человека. Пост и покаяние в данном случае призваны повлиять на выбор Творца. Таким образом, в иудейской традиции новый год – день подведения итогов и критической оценки действий человека в прошедшем году, но это также и день надежды и  веры в милость Господа. Иудейская традиция делает акцент на другой стороне новогодних празднеств – на их покаянном аспекте. Если другие народы фокусируют внимание на радости и веселье, то иудеи – на покаянии за совершенные в прошедшем году грехи. Оба этих мотива находятся в неразрывной связи друг с другом и присутствуют в любой религиозной традиции, однако их соотношение и преобладание одного компонента над другим разнятся.

На Руси Новый год отмечали либо в марте, либо в сентябре. Современные богослужебные книги отражают заимствованную из Византийской империи традицию – новолетие приходится на 1 сентября по старому стилю. Дата эта была принята на Руси в XV веке во время правления Иоанна III. «Церковный» Новый год имеет специфическое название – в Минее 1 сентября обозначено как «начало индикта». «Индикт» — церковнославянская рецепция латинского «indictio» — «указание». В данном случае это обозначает появление нового императорского указания о сборе налогов в текущем году. Как правило, в Империи такие указы появлялись в одно и то же время – 1 сентября.

В литургической традиции наступление новолетия отразилось в виде совершения особой службы в честь начала нового календарного года. На вечернем богослужении положен вход с кадилом и чтение паремий, на утрени же поется Великое славословие. Все это – праздничные литургические элементы. Ранее совершался так называемый «Чин летопроводства» — торжественный молебен с водоосвящением и произнесением особых молитв. Последний раз этот чин был совершен в 1699 году. Со следующего 1700 года указом царя предписывалось заменить архаичный и продолжительный «Чин летопроводства» более кратким молебном. Этот сокращенный чин совершается и по сей день. Тексты службы начала индикта отражают христианское восприятие наступления нового года. Подлинной новизной христианского восприятия истории стал позитивный взгляд на будущее. Согласно христианскому учению, существование мира имеет конкретную цель – наступление Царства Божьего. И каждый новый прожитый год приближает всех живущих к этому великому дню. Евангелие от Луки, читаемое на Литургии в день начала индикта, повествует о проповеди Христа в Назаретской синагоге, где Господь впервые объявляет об исполнении ветхозаветных пророчеств и наступлении Царствия Божия. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:16-21). Этот мотив ожидания и предвосхищения радости Царствия Божия пронизывает не только все службу новолетия, но и всю христианскую жизнь.

Современный русский обычай праздновать Новый год не восходит ни к одной из вышерассмотренных традиций – языческие обычаи благополучно стали достоянием одной лишь истории, а православное «начало индикта» превратилось в памятник церковной археологии. И это не удивительно, ведь мир продолжил развиваться, многие вещи, актуальные в прошлом, утратили свое значение. С переходом на Григорианский календарь, практически по всему миру наступление нового календарного года приурочили к 1 января. По Византийскому календарю больше никто не живет, и вот уже более 500 лет некому издавать indictio – трон Константинополя пуст, да и самого города больше нет на картах, впрочем, как и Империи. Все попытки создать оппозицию светскому празднику через возрождение традиции XV века неизбежно станут стилизацией и попыткой воскресить мертвеца. Общественная жизнь и литургическая традиция уже больше не связаны друг с другом так, как  это было в Византийской империи.

В наше время Новый год – праздник «пустой». Он не имеет какого-то сложного идеологического наполнения, не несет важной смысловой нагрузки. Новый год по всему миру – повод от души повеселиться и порадоваться самому, равно как и порадовать близких. Часто приходится слышать о том, что Новый год специально был придуман врагами православия, дабы стать секулярным двойником Рождества Христова. Действительно, такой план был осуществлен в рамках атеистической компании в советской России. Многие традиционные атрибуты Рождественских торжеств были изменены и приурочены к новогодним празднествам. В то же время, Новый год был, наверное, единственным праздником советских времен, лишенным «идейного» содержания. Именно этим и обусловлена его популярность в народе – ведь  только на Новый год было позволено веселиться просто так, без памяти о партии и вождях.

После перехода на Григорианский календарь возникла проблема, ранее не существовавшая: Русская Церковь отказалась переходить на новый стиль и продолжила совершать богослужения по Юлианскому календарю. Из-за этого возникла разница в 13 дней между церковным и светским календарями. Получилось так, что Новый год стал отмечаться ранее Рождества Христова и более того, теперь новогодние торжества всегда приходятся на время поста. Многие православные Церкви по всему миру приняли Григорианский календарь, но не отказались от традиционной пасхалии. Пасху они празднуют вместе со всем православным миром, а Рождество отмечают 25 декабря по новому стилю. Следует заметить, что переход на новый стиль не был либеральной уступкой или следствием обмирщения. Решение было принято соборно и вполне обоснованно – в начале XX века шли активные переговоры между Православными Церквами и Англиканской церковью. Предполагалось достижение единства и принятие Православия всей церковью Англии. Дабы облегчить этот переход и была предпринята календарная реформа. К сожалению, несмотря на то, что ни один из существующих календарей никогда не признавался в истории Православия сакральным, реформа вызвала ряд расколов, продолжающихся и доныне. Если начинались они под лозунгами ревности о древнем предании, то закончились все они одинаково – хулой на Святого Духа и безумием. Наверное, опасаясь именно таких последствий, Русская Церковь отказалась от идеи календарной реформы, ведь для русского христианства проблема изменения обычаев всегда была больным местом. Так, все русские христиане оказались в несколько затруднительном положении.

С одной стороны, христианство никогда не побуждало людей к уходу в жесткую оппозицию к окружающему их миру и обществу. Для православия всегда недопустимой была перспектива превращения верующих в маргиналов, отрицающих все обычаи и порядки, не являющиеся христианскими. По слову Спасителя, христиане – «свет мира» (Мф. 5:14). А это значит, что православные христиане должны свидетельствовать о Христе через активную включенность в дела мира, при этом не живя по духу мира сего. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13), — говорит Господь. Соль не пытается оградиться от внешнего мира и пребывать в изоляции, она соединяется с самим веществом и таким образом изменяет его, однако если соль перестанет быть соленой, то погибнет и сама, и погубит то, что призвана была осолить.  Грань, отделяющую уступки духу мира сего от подлинно христианского отношения к миру, каждый должен найти для себя сам. Здесь нет готового и обязательного для всех рецепта. Можно не впадать в грехи, отмечая с родными и близкими Новый год, а можно, и не отмечая этот праздник, впасть в тщеславие и осуждение. Понимание и ощущение баланса между грехом и праведностью приходит по мере духовного развития человека. Именно для этого необходимо вести внимательную жизнь, следить за собой и стараться исполнять заповеди Евангелия Господа нашего Иисуса Христа.

По сути своей, Новый год праздник нейтральный – он не несет в себе готового смыслового наполнения. Каждый из нас сам придает ему свое значение, и именно от нас зависит, как его отмечать. Церковь, напоминая нам, что идет пост и главное событие – день Рождества Христова, — еще не наступило, призывает каждого верующего поступить разумно, с рассуждением. Те христиане, которые выросли настолько, что все силы отдают посту, вольны поступать так, как велит им их сердце, равно как и те, кто желает отметить светский праздник с благодарением Богу, вольны праздновать наступление нового года без смущения. Православие – это религия внутренней свободы, даруемой Самим Богом. Господь говорит: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31-32). Путь к достижению этой свободы необходимо лежит через борьбу с грехом и страстями и каждый христианин проходит его по-своему. Поэтому в вопросе о праздновании Нового года следует руководствоваться словами святого апостола Павла: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (2Кол. 2:16-17).

Сотрудник Миссионерского отдела Рыбинской епархии Юрий Орлов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *